ФЭНДОМ

Звук— самая маленькая единица речи в русском (и вообще любом) языке. Обозначает какую-то одну конкретную фонему, тип произношение. То есть фактически, звук — это то, как буква (или буквосочетание) произносится вслух. Править

В русском языке всего 44 звуков, из них: 38 согласных и 6 гласных.

Произношение согласных букв Править

Большинство согласных букв в русском языке имеют два типа: твёрдый (перед гласными заднего ряда, согласными или ъ) и мягкий (перед гласными переднего ряда или ь; в транскрипции мягкость обозначается ’). Согласные й, ч, щ бывают только мягкими, а ш, ц — только твёрдыми.

Непарные русские согласные почти всегда произносятся чётко: лечь [л’эч’], цирк [цырк], мир [м’ир]. Парные согласные произносятся чётко только перед гласными или сонорными согласными, в остальных случаях они фактически сливаются со своим «парным» вариантом: сказка [скаска], код [кот], суп [суп].

Согласные л, в, т, д в ряде слов могут пропадать из звучания, из-за особенностей словооборазования: солнце [сонцэ], здравствуйте [здраствуй’т’э], лестница [л’эсн’ица].

Произношение гласных букв Править

Из всех русских гласных звуки имеют только 6 из 10. Причём, из них только одна относится к переднему ряду.

Буквы я, е, ё, ю не имеют собственных звуков, поскольку обозначают звукосочетания (йа, йе, йо, йу). В закрытой позиции они звучат также, как и аналоги заднего ряда, но перед ними согласные смягчаются.

Чётко произносятся только ударные гласные, а также ы. Безударные гласные имеют свои «пары», смешивающиеся друг с другом: а↔о, е↔и↔я: лесник [л’исник], арбуз [орбус]. Буквы у, ю меньше подвержены подобному смешиванию, однако в некоторых словах они всё же могут вмешиваться в чередование безударных гласных: период [п’эр’иут], стелют [ст’эл’ат]. Буквы ё, э в целом, как и ы произносятся чётко, но во многом лишь благодаря их редкому употреблению (в безударных позициях).

Произношение буквосочетаний Править

Ряд русских букв могут вместе образовывать определённый звук или новое звукосочетание (но не всегда подобные буквосочетания читаются именно по-своему):

  • льо: [льё], медальон [м’эдал’йон], бульон [бул’йон].
  • жж, зж: [ж’], дрожжи [дрож’и], визжать [в’иж’ат’].
  • ого: [ава], сильного [с’ил’нава], доброго [добрава].
  • чн: [шн], булочная [булошная], сердечный [с’эрд’эшный].
  • сч: [щ], считать [щ’итат’], счесть [щ’эст’].
  • ци: [цы], цифра [цыфра], цилиндр [цыл’индра].